Главная | Автоюрист | Несостоятельность банкротство юридического лица статья 65

Статья 65 ГК РФ. Несостоятельность (банкротство) юридического лица

Несостоятельность банкротство юридического лица Это правило действительно для всех сфер оборота, но особенно для того сегмента, который определяется как предпринимательская деятельность. Иными словами, прекращают исполнение обязательств и обязанностей, что немедленно сказывается и на их благосостоянии, и на финансовом положении их кредиторов. После возникновения такого рода ситуации в экономическом обиходе декларируемой как банкротство начинается конкуренция между должником и кредиторами, между кредиторами, целями которой является: Вполне естественное стремление участников оборота к сохранению себя в качестве таковых и к минимизации убытков без надлежащей правовой регламентации влечет хаос, создает реальные предпосылки для коллапса экономических отношений на любом уровне.

Такой порядок будет служить не только интересам кредиторов, но нередко и самого должника. Именно как механизм решения проблем, возникающих при неплатежеспособности участника имущественного оборота, в ходе развития цивилизации создан и функционирует важнейший институт гражданского права — институт банкротства. Основной правовой целью банкротства как института права является упорядочение производства расчетов с кредиторами должника либо путем принудительной распродажи имущества, либо путем предоставления ему возможности восстановить платежеспособность опять же для удовлетворения требования кредиторов.

В соответствии со ст. Акцент в нормативной формулировке понятия банкротства, сделанный на удостоверении денежной и в целом имущественной несостоятельности только через решение суда, связан с тем, что институт банкротства — это комплексный правовой институт. Ядром этого института является принципиальная возможность публичного не путем распространения соответствующей информации или слухов , официального, исходящего от имени государства признания лица банкротом, предоставляемая нормами гражданского права, в частности комментируемой статьей.

Оболочкой же этого ядра, определяющей порядок признания лица банкротом, являются нормы процессуального права. Помимо введения в правовую реальность права на признание лица банкротом п. Правовые основы несостоятельности банкротства. Основными участниками экономического в широком смысле оборота являются субъекты гражданско-правовых отношений — физические и юридические лица. Последние в большей степени особенно те, кто занимается предпринимательской деятельностью подвержены риску несостоятельности.

Иначе говоря, все юридические лица могут быть градированы и по такому признаку, как конкурсноспособность: К обладающим абсолютной конкурсноспособностью — возможностью быть признанными банкротами по решению суда при наличии признаков несостоятельности — относятся все юридические лица — коммерческие организации, за исключением казенных. Указанное свойство коммерческих организаций объяснимо: Соответственно, деятельность, осуществляемая самостоятельно, в качестве потенциальных последствий влечет не только увеличение благосостояния, но и риск неисполнения обязательств и, как крайний вариант, несостоятельность.

Помимо коммерческих организаций, абсолютной конкурсноспособностью обладают и ряд некоммерческих организаций, как то: Все указанные организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью см. Относительной конкурсноспособностью обладают два вида некоммерческих организаций — государственная корпорация и фонды.

Другой комментарий к Ст. 65 Гражданского кодекса Российской Федерации

Относительность способности указанных юридических лиц быть признанными банкротами выражается в том, что они приобретают это свойство не в силу общего закона ГК РФ, законов о банкротстве , а на основании специальных законов, предусматривающих создание конкретных государственных корпораций и фондов. Связано это обстоятельство прежде всего с тем, что оба указанных вида юридических лиц создаются, как правило, для осуществления общественно полезных публичных функций — управления, социальных, культурных и т.

При этом комментируемая норма определяет два подхода к конкурсноспособности государственных корпораций и фондов. Первый подход касается государственных корпораций. Заключается он в том, что закон презюмирует конкурсноспособность корпорации, но при условии, что об этом прямо указано в законе, предусматривающем ее создание. Ни один из действующих законов, предусматривающих создание конкретных государственных корпораций, не допускает такой возможности, мало того — они запрещают признавать корпорации банкротами см.

Второй подход имеет запрещающий характер: В качестве примера фондов, обладающих конкурсноспособностью, можно привести негосударственные пенсионные фонды: И наконец, рассмотрим причины, по которым часть юридических лиц принципиально не могут быть признаны банкротами. К этой категории — абсолютно неконкурсноспособных — относятся: Условно все четыре вида неконкурсноспособных юридических лиц можно подразделить на две группы по основаниям лишения законодателем их этого свойства.

Первую группу составляют казенные предприятия и учреждения. Объединяет эти два достаточно разноплановых вида юридических лиц отношение к принадлежащему им имуществу и механизм их гражданско-правовой ответственности. Оба юридических лица владеют имуществом на праве оперативного управления и отвечают по своим обязательствам исключительно денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник имущества такого юридического лица см.

Это — правовая причина лишения их возможности быть признанными банкротами. Фактической причиной является то, что они особенно учреждения создаются для выполнения специальных функций, например по управлению Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями, и признание их банкротами как обычных участников имущественного оборота может привести к невосполнимым не только экономическим, но и социальным, и политическим последствиям.

Ко второй группе относятся религиозные организации и политические партии. Религиозные организации создаются в целях удовлетворения духовных потребностей граждан, законодательное дозволение возможности их банкротства даже при наличии у них признаков несостоятельности поскольку такие организации участвуют и в имущественном обороте может привести к необратимым социально-культурным последствиям, а их имущество, имеющее в основном культовый характер, фактически необоротоспособно сложно представить потенциальную возможность приобретения кем-либо с торгов культового сооружения с целью организации в нем богослужения по правилам другой религии, а приобретение такого здания с целью изменения его предназначения такие факты неоднократно имели место в российской истории можно охарактеризовать как достаточно аморальное явление.

Соответственно, возможность признания партии банкротом, как и в предыдущем случае, может повлечь также необратимые, но в данном случае в основном политические последствия. Второй абзац комментируемой статьи провозглашает по существу правовой принцип: Единственным способом выведения из имущественного оборота юридических лиц при наличии у них признаков несостоятельности и невозможности осуществления расчетов со всеми кредиторами является их ликвидация путем признания банкротами.

Даже возможность прекращения производства по делу о банкротстве в связи с производством юридическим лицом — должником, признанным арбитражным судом банкротом, предусмотренная ст. Иными словами, юридическое лицо, признанное банкротом, во всех случаях должно быть ликвидировано, если не успеет до ликвидации освободиться от статуса несостоятельного.

Как указывалось выше, банкротство является комплексным правовым институтом: Соответственно, сам механизм банкротства имеет по большей части процедурный процессуальный характер. Именно процессуальными законами или имеющими значительную процессуальную составляющую регулируются признаки банкротства основание признания должника банкротом , порядок введения и проведения процедур банкротства, в том числе ликвидационных, очередность удовлетворения требований кредиторов. Федеральные законы от 25 февраля г. Основанием признания юридического лица банкротом является наличие у него признаков банкротства, установленное при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве.

Признаками банкротства в соответствии со ст. При этом закон устанавливает, что при принятии и рассмотрении арбитражным судом заявления учитываются только те обязательства и обязанности, сумма требований по которым в части основного долга составляет не менее тыс. Порядок ликвидации юридического лица — банкрота представляет собой достаточно сложный и длительный процесс. Ликвидация юридического лица, имеющего признаки несостоятельности, производится в следующем поэтапном порядке: В ходе осуществления данной процедуры идет подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству путем проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Также одной из задач наблюдения является обеспечение сохранности имущества должника. Выполнение задач наблюдения возлагается помимо арбитражного суда на временного управляющего, назначаемого судом; 3 проведение судебного разбирательства и принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом; 4 открытие синхронно с принятием решения о признании должника банкротом процедуры конкурсного производства в отношении должника.

Конкурсное производство является основной ликвидационной процедурой при банкротстве. Иными словами, ликвидация юридического лица, признанного банкротом, производится не в том порядке, который установлен ст. Основными задачами конкурсного производства, осуществляемого конкурсным управляющим, назначаемым арбитражным судом, под контролем суда и кредиторов, являются: Очередность удовлетворения требований кредиторов юридического лица — банкрота принципиально отличается от той очередности, которая установлена ст.

Так, достаточно большую часть кредиторов банкрота составляют кредиторы по так называемым текущим платежам обязательствам и обязанностям, возникшим после обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Кроме того, в ходе конкурсного производства конкурсным управляющим на осуществление этой процедуры расходуются достаточно значительные денежные средства.

несостоятельность банкротство юридического лица статья 65 ведущие себя

При ликвидации юридического лица в общем порядке удовлетворение требований государства по обязательным платежам производится в преимущественном перед требованиями кредиторов по гражданско-правовым обязательствам порядке — в третьей очереди. Корпоративные и унитарные юридические лица Комментарий к статье N ФЗ , то есть гражданского частного права.

Следует отметить, что в соответствии со ст. Однако в условиях огосударствленного планового хозяйства надобность в корпорациях и в корпоративном праве отпала в силу господства в нем государственных предприятий неизвестных никаким другим правопорядкам унитарных юридических лиц, не являющихся собственниками своего имущества.

Комментарий к Ст. 65 ГК РФ

Поэтому признание корпораций самостоятельным и притом основным видом юридических лиц вытекающее из признания корпоративных отношений неотъемлемой составной частью предмета гражданского права представляет собой важный шаг на пути реального преобразования отечественного имущественного оборота в гражданский оборот рыночного типа, тогда как сохранение в качестве его профессиональных участников унитарных организаций коммерческого характера государственных и муниципальных предприятий свидетельствует о сохранении элементов прежнего правопорядка и переходном характере экономических отношений и их гражданско-правового оформления.

Первый, традиционный и общепризнанный признак корпорации вытекает из существа корпоративных отношений как отношений участия членства , прямо закрепленного в абз. В этих отношениях общий принцип отделения имущества юридического лица от имущества его учредителей делающее возможным выступление юридического лица в качестве самостоятельного участника гражданских правоотношений приобретает необходимое своеобразие: Второй признак корпорации неизвестен традиционной теории корпоративного права.

Он не был предусмотрен первоначальной редакцией комментируемой статьи и появился лишь в окончательной редакции Федерального закона от 5 мая г. При этом он вызывает сомнения в своей обоснованности, поскольку, с одной стороны, учредители участники корпорации формируют не только ее высший орган, но и иные ее органы, а с другой стороны, учредители унитарных организаций обычно также формируют высшие или единственные органы этих юридических лиц.

Иначе говоря, особенностью гражданско-правового статуса корпорации по мысли отечественного законодателя является еще и то обстоятельство, что ее учредители участники по существу автоматически составляют ее высший орган общее собрание. Возможно, этим также хотели отметить особенность второй составной части корпоративных отношений, — отношений по управлению корпоративными организациями абз.

Вряд ли, однако, такое дополнение можно считать вполне удачным. Во втором предложении абз. Наряду с традиционными, для всякого правопорядка пятью видами корпораций — хозяйственными товариществами, хозяйственными обществами и кооперативами, а также некоммерческими корпорациями — общественными организациями и ассоциациями союзами , здесь названы еще и пять новых самостоятельных видов корпораций, ранее неизвестных отечественному праву, а в большинстве случаев — и каким-либо иным правопорядкам: Федерального закона от 30 декабря г.

Объявление большинства этих организаций самостоятельным видом юридических лиц не вызывалось какой-либо настоятельной практической экономической или политической необходимостью. Так, крестьянские фермерские хозяйства как таковые в принципе не нуждаются в самостоятельной юридической личности при необходимости их участники могут объединяться в обычные товарищества, кооперативы или в общества с ограниченной ответственностью. Из этого исходил и первоначальный вариант новой редакции гл. Однако впоследствии под лоббистским давлением они были признаны особым видом юридических лиц — коммерческих корпораций по сути — разновидностью хозяйственных товариществ Федеральным законом от 30 декабря г.

Удивительно, но факт! В качестве кредиторов по законодательству о банкротстве выступают лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Поэтому в ГК РФ было изначально и прямо expressis verbis установлено, что в отношении имущества хозяйственных обществ и товариществ их участники учредители имеют не вещное право собственности, а лишь права требования, которые тогда были названы обязательственными.

N ФЗ, включившим в ГК новую ст. Гражданско-правовой статус казачьих обществ как юридических лиц — участников гражданских правоотношений принципиально ничем не отличается от гражданско-правового статуса других общественных организаций граждан.

Статья 65. Несостоятельность (банкротство) юридического лица

Более того, все эти новые виды корпораций без всякой нужды резко расширили перечень признаваемых законом видов юридических лиц, тогда как задачей законодателя должно быть его сужение: Единственной оправданной в этом отношении новеллой можно считать появление товариществ собственников недвижимости, по сути объединивших в один вид юридического лица товарищества собственников жилья и садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.

В таких некоммерческих корпорациях отсутствуют паевые отношения что препятствует их отнесению к разновидностям потребительских кооперативов , но имеются весьма своеобразные отношения общей долевой собственности подробнее см. В данном перечне прежде всего названы государственные и муниципальные унитарные предприятия, являющиеся реликтами прежнего правопорядка огосударствленной плановой экономики и отсутствующие в подавляющем большинстве современных правовых систем не только высокоразвитых, но и, например, восточноевропейских.

Удивительно, но факт! Относительность способности указанных юридических лиц быть признанными банкротами выражается в том, что они приобретают это свойство не в силу общего закона ГК РФ, законов о банкротстве , а на основании специальных законов, предусматривающих создание конкретных государственных корпораций и фондов. В ходе осуществления данной процедуры идет подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству путем проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Первоначальный вариант изменений в гл. N ФЗ такого запрета не содержит. Тем самым не исключается дальнейшее развитие этой нерыночной организационно-правовой формы см. Изложенное относится и к учреждениям-несобственникам, ибо в классическом понимании учреждения — это унитарные юридические лица, являющиеся собственниками своего имущества и управляемые их учредителями последнее обстоятельство отличает их от фондов. Наряду с сохранением унитарных предприятий, это обстоятельство также свидетельствует о сохранении нерыночных элементов, присущих экономике переходного типа.

Автономные некоммерческие организации АНО в новой редакции ГК РФ по существу стали учреждениями в традиционно общепринятом понимании, то есть унитарными организациями-собственниками, которыми в отличие от фондов управляют их учредители см. Ранее существование АНО как особого вида юридических лиц вызывало сомнения в своей обоснованности, ибо из сравнения содержания п.

Теперь эта несуразность устранена, а существование АНО как самостоятельного вида юридических лиц стало вполне оправданным.


Читайте также:

  • Сын погасил ипотеку за родителей
  • Хищение государственного или общественного имущества совершенное путем кражи
  • Очередность наследования по закону внукам
  • Как правильно оформить заявление за вымогательство